В связи с тем, что Россия вступает во Всемирную торговую организацию, система российского образования вынуждена претерпеть изменения. В частности, вводится деление процесса обучения на бакалавриат и магистратуру. С одной стороны такое деление соответствует стандартам образовательной системы Западной Европы, делает российские дипломы более понятным западному работодателю. Делает российский рынок образовательных услуг более привлекательным для европейцев.
После того как российские дипломы станут котироваться в странах Европы, в Россию устремятся новые потоки желающих получить российское образование. Что создаст неблагоприятную среду на европейском рынке образовательных услуг. Скорее всего, поэтому Россию не охотно встречают в рядах стран, подписавших Болонскую Декларацию.
С другой стороны выпускникам вузов с дипломами бакалавров будет намного трудней устроиться на работу, нежели будущим магистрам.
Сегодняшние студенты, впрочем, как и работодатели, задаются вопросом кто такой бакалавр. Что это за специалист, востребован ли он?
Следует учесть, что диплом бакалавра не дает уверенности в полноте знаний специалиста, так как подтверждает наличие лишь неполного высшего образования, и почти все выпускники-бакалавры вынуждены поступать в магистратуру.
Во-первых, процесс обучения по такой схеме занимает больше времени, а соответственно и денег.
Во-вторых, большинство подразумевает под степенью бакалавра именно неоконченное высшее образование. При поступлении в вуз абитуриенты стремятся получить полное высшее образование.
Общеизвестно, что по окончании бакалавриата, выпускнику выдается диплом бакалавра, и если же этот человек желает получить полное высшее образование, то он должен окончить бакалавриат с хорошими отметками, сдать вступительные экзамены в магистратуру, и только после этого может быть включен в ряды будущих магистров.
Такое деление является препятствием на пути к получению полного высшего образования. С этим соглашаются практически все студенты.
Вместе с тем многие из студентов за такое деление, при условии, что дипломы, выдаваемые бакалаврам, будут котироваться, и выпускники будут востребованы на рынке труда. Тогда можно будет окончить бакалавриат на очном отделении и, устроившись на работу, в последующем обучаться в ма-гистратуре на заочном отделении.
Европейские министры высшего образования взяли на себя обязательство реформировать структуры собственных систем высшего образования с тем, чтобы двигаться в сторону сближения, но при этом сохранять фундаментальные ценности и разнообразие образовательных систем, существующих в их странах . Главная цель проводимых преобразований переход на более высокий уровень качества образования, содействие мобильности высококвалифицированных кадров в рамках единой Европы .
Поэтому приведение российской системы обучения к европейским стандартам ни в коей мере не должно повлечь снижение качества образования.
При европейской модели образования фигура обучающегося приобретает новый статус. Сам обучаемый должен будет выбирать, что он будет проходить, что ему нравится, что нужно, что по душе. Этим мы вынуждаем каждого преподавателя начинать рекламировать и продавать свои услуги. Превращая его в менеджера по продажам. Появляется высокая конкуренция между преподавателями по параметрам доступности изложения, легкости восприятия и наиболее выигрышной программе непредметного обучения.
В Европе обучение проводится по модульной системе. Следует отметить, что такая система подразумевает отказ от предметного преподавания и предполагает введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в традиционных формах. Представляется, что обучение по этой системе будет выглядеть следующим образом. Если брать юридический факультет, к примеру, уголовно-правовые дисциплины: уголовное право общая часть, уголовное право особенная часть, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, оперативно-розыскная деятельность и некоторые другие. То изучаться они будут комплексно, но в рамках ограниченного количества времени, которого в совокупности будет меньше, чем требуется для изучения каждой из отдельно взятых дисциплин. Вся же система российского образования, образовательные стандарты основаны именно на предметном изучении. К тому же российское образование признается одним из лучших в мире. Мы не готовы к такой системе образования.
Чтобы российские дипломы были “понятны западному работодателю” необходимо ввести категории для обозначения уровня полученного образования.
Бакалавр при получении общих знаний в высшем учебном заведении (3-4 курс в зависимости от специальности). И выдавать такие дипломы только в случае, если сам обучающийся изъявит такое желание. По окончании бакалавриата обучаемый должен автоматически зачисляться в магистратуру без вступительных экзаменов.
Таким образом, не будет ущемляться реализация права на образование. А о качестве полученных знаний будет говорить вкладыш с оценками. На взгляд студентов, несправедливо лишать студента-бакалавра, получившего не очень хорошие отметки, возможности получить полное высшее образование. Так как не все «троечники» не могут быть хорошими практиками.
Модульная система пригодна не для всех специальностей.
Перспективы развития европейской модели: способность к быстрой социальной адаптации, перспектива быстрой социализации личности, а с другой стороны возможность дальнейшего самопроектирования, развития, и ответственность за сделанный выбор. Безусловно, это один из стержневых моментов формирования гражданского общества свобода выбора и ответственность за целенаправленный выбор.